Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Профилактика нарушений

В целях реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- № 294-ФЗ), а также целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р и направленной на установление единых и четких правил организации контроля, обеспечение конкурентных и равных условий развития бизнеса, повышение качества и эффективности контроля, государственной жилищной инспекцией Магаданской области (далее – Инспекция) проводится работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора.

Обобщение практики

1

Обобщение практики осуществления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Магаданской области за 2018 год

По итогам работы за 2018 год государственная жилищная инспекция Магаданской области информирует о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной жилищной инспекции Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 г. № 12-пп, государственная жилищная инспекция Магаданской области осуществляет по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В рамках осуществления функции по региональному государственному жилищному надзору Инспекция организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к:

  • содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
  • порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • определению состава, содержания и использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
  • предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
  • формированию фондов капитального ремонта.

Наиболее частыми нарушениями, выявленными в ходе поведения проверок юридических лиц при осуществлении государственного жилищного надзора, являются:

  • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
  • нарушение порядка принятия решения об установлении (изменении) размера платы за содержание жилого помещения;
  • незаконные перепланировки и переустройство жилых помещений;
  • нарушение региональным оператором требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации в сфере обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов Магаданской области.

Полномочия государственной жилищной инспекции Магаданской области, как органа, осуществляющего лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предусмотрены пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.

В рамках осуществления данной функции государственная жилищная инспекция Магаданской области проводит проверки в отношении управляющих организаций на соответствие их деятельности лицензионным требованиям, в числе которых:

  1. соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  2. исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  3. соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  4. соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В рамках лицензионного контроля были проведены проверки в отношении управляющих компаний, в том числе по вопросам:

  • нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений;
  • нарушения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
  • предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
  • нарушения порядка расчета внесения платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • непередачи технической документации;
  • исполнения требований по раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
  • начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Из нарушений, в части предоставления коммунальных услуг, чаще всего встречается предоставление коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений правил содержания общего имущества многоквартирных домов – это наличие протечек кровли, разрушение фасадов, затопление подвалов, непроведение ремонта подъездов.

В части нарушений при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения наиболее часто встречается неправомерное включение в плату дополнительных услуг и работ, не предусмотренных договором управления многоквартирного дома.

Из нарушений лицензионных требований, связанных с исполнением обязанностей по договору управления многоквартирным домом, необходимо отметить нарушения, связанные с непередачей технической документации на многоквартирный дом, неисполнение требований по раскрытию информации о деятельности по управлению многоквартирными домами.

В качестве рекомендаций по недопущению совершения указанных выше правонарушений можно предложить юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, своевременно проводить осмотры общего имущества многоквартирных домов, всесторонне и объективно рассматривать поступающие обращения граждан, своевременно предоставлять в надзорный орган информацию о заключении (расторжении) договоров управления, следить за изменениями действующего жилищного законодательства, изучать судебную практику.

Итоги за 2018 год.pdf (216.91 КБ) 

Обобщение практики осуществления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Магаданской области за 2019 год

Государственная жилищная инспекция Магаданской области (далее – Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный жилищный надзор на территории Магаданской области, в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Магаданской области, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 12-пп, осуществляет:

  • государственный жилищный надзор на территории Магаданской области;
  • лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Магаданской области.

За 2019 год Инспекцией было проведено 1107 проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе:

  • 20 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • 1087 внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них:
  • в отношении товариществ собственников жилья – 76 проверки;
  • в отношении субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами – 855 проверок;
  • в отношении ресурсоснабжающих организаций – 16 проверок;
  • в отношении граждан, органов местного самоуправления и иных лиц – 95 проверок;
  • в отношении НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» – 45 проверок.

Плановые проверки в 2019 году Инспекцией не проводились.

Кроме того, в Инспекции за отчётный период рассмотрено 109 заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Магаданской области, по результатам рассмотрения в отношении каждого заявителя принято соответствующее решение.

По результатам проверок различным субъектам выдано 454 предписания должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор, составлено 150 протоколов об административных правонарушениях.

За указанный период по результатам проведенных проверок выявлено 1165 нарушения жилищного законодательства, в том числе:

  • 780 случаев нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
  • 45 случаев нарушения правил предоставления коммунальных услуг;
  • 62 случая нарушения требований законодательства о раскрытии информации;
  • 49 случаев нарушения порядка расчета внесения платы за жилищно- коммунальные услуги;
  • 77 случаев нарушения стандарта осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • 34 случая нарушения правил пользования помещениями;
  • 40 случаев невыполнения с срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный жилищный надзор (контроль) и лицензионный контроль;
  • 78 случаев прочих нарушений.

По результатам выявленных фактов нарушений обязательных требований законодательства, в рамках регионального государственного жилищного надзора, различным субъектам выдано 72 предписания об устранении нарушений и составлено 54 протоколов об административных правонарушениях по ст.ст. 7.23, ч. 1 ст. 6.24, ч. 1 ст. 20.25, ст. 19.7, ч. 2 ст. 13.19.2, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых вынесено 3 постановления об административном наказании в виде предупреждения, 6 – в виде административного штрафа на общую сумму 27 тыс. руб.

По результатам выявленных фактов нарушений лицензионных требований Инспекцией выдано 382 предписания об устранении нарушений и составлено 96 протоколов об административных правонарушениях по ст.ст. 19.4.1 ч. 1, 19.4.1 ч. 2, 19.5 ч. 24, 19.5 ч. 24.1, 14.1.3 ч. 2, 1, 13.19.2 ч. 2, 7.23.3 ч. 1, 20.25 ч. 1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых вынесено 10 постановлений об административном наказании в виде предупреждения, 49 – в виде административного штрафа на общую сумму 2162 тыс. руб.

В 2019 году Инспекцией в рамках государственного жилищного надзора в Магаданский городской суд Магаданской области, Арбитражный суд Магаданской области направлено 24 исковых заявления, в том числе:

  • о возложении обязанности устранить недостатки капитального ремонта,
  • о ликвидации товарищества собственников недвижимости,
  • об обязании совершить определенные действия по содержанию общего имущества многоквартирного дома,
  • об обязании устранить препятствия в пользовании общим имуществом коммунальной квартиры,
  • о возложении обязанности привести жилое помещение в прежнее состояние,
  • о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение.

Принято участие в 122-х судебных делах, в том числе в качестве государственного органа и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, для дачи заключения по делам, по следующим вопросам:

  • о признании действий незаконными;
  • о признании действий по начислению и взиманию платы с собственников помещений в многоквартирном доме незаконными;
  • о возложении обязанности провести ремонтные работы,
  • о признании недействительным решения общего собрания,
  • о возложении обязанности устранить захламление квартиры и привести квартиру в надлежащее состояние,
  • о сохранении жилого помещения в перепланированном виде,
  • о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне начисленных и полученных денежных средств за отопление; взыскание уплаченных средств;
  • о возложении обязанности привести нежилое помещение в прежнее состояние,
  • об отмене об оспаривании действий (бездействий) федерального органа власти,
  • о взыскании компенсации морального вреда,
  • о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

В 2019 году юридическими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, было оспорено 11 предписаний Инспекции. Судом было принято 10 решений об отказе в удовлетворении исковых требований, по 1 решению требования заявителя удовлетворены частично (в апелляционной инстанции дело прекращено в связи с принятием отказа от исковых требований).

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.

В целях снижения правонарушений обязательных требований жилищного законодательства Инспекцией предприняты следующие меры:

  1. Разработка и публикация на официальном сайте Инспекции руководства по соблюдению обязательных требований. Опубликовано – 1 руководство.
  2. Проведение семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства. Проведено – 24 мероприятия.
  3. Вынесение предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Вынесено – 82 предостережения.

Наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований связаны с нарушением правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, в том числе требований связанных с проведением осмотров общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.

Один раз в год в ходе весеннего осмотра следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности.

Плановые осмотры жилых зданий следует проводить:

  • общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство;
  • частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.

Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).

После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.

Организация проведения осмотров и обследований жилых зданий осуществляется следующим образом:

  • общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда. При осмотрах домов, находящихся на техническом обслуживании организации по обслуживанию жилищного фонда, в комиссию следует дополнительно включать представителя правления ЖСК, ТСЖ и др.;
  • частичные плановые осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования проводятся специалистами или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт.

Особое внимание в процессе осмотров должно быть уделено тем зданиям и их конструкциям и оборудованию, которые имеют физический износ свыше 60%.

Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в установленные сроки.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.

Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.

В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома. Результаты осенних проверок готовности объекта к эксплуатации в зимних условиях отражаются в паспорте готовности объекта.

Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами. Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:

  • составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период.
  • уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.
  • проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях.
  • выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.

Устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.

Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) Инспекции в судебном порядке

Управляющая организация в ходе осмотров общего имущества многоквартирного дома не выявила несоответствие состава системы отопления (отсутствие стояка отопления в подвале), что повлекло ненадлежащее содержание общего имущества многократного дома, при этом, как пояснялось в ходе рассмотрения дела, до обращения гражданина управляющая организация не знала об отсутствии стояка отопления в кладовых комнатах квартир многоквартирного дома.

Судом резюмировано, что управляющая организация при должной степени осмотрительности и заботливости, имело реальную возможность своевременно выявить несоответствие состава системы отопления в подвале многоквартирного дома (отсутствие стояка отопления в подвале) до обращения жильцов как в управляющую организацию, так и в орган государственного жилищного надзора.

Управляющая организация была обязана и имела реальную возможность выявить факт отсутствия стояка отопления в подвале, который проходит через жилые помещения указанного многоквартирного дома. (Решение Арбитражного суда Магаданской области от 17 октября 2019 г. по делу № А37-2318/2019).

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

  1. Обеспечить проведение общих и частичных осмотров в соответствии с требованиями действующего законодательства с обязательным отражением по итогам осмотров фактического состояния конструкций, инженерного оборудования их отдельных элементов.
  2. Обеспечить при необходимости проведение инструментальных обследований технического состояния конструкций, инженерного оборудования их отдельных элементов.
  3. Осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Итоги за 2019 год.pdf (491.45 КБ) 

Перечень НПА

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля Государственной жилищной инспекцией Магаданской области.pdf (262.22 КБ)

Руководства

Жилищный надзор.pdf (297.5 КБ)

Лицензионный контроль.pdf (390.72 КБ)

Нормативно-правовые акты, разработанные в целях реализации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»

 

Дата публикации: 13.05.2020 14:42


Все фото
Календарь событий / Все
Ближайших событий нет